Назад к списку
Аналитика

Медиапотребление в эпоху пандемии: тренды и вызовы

Как изменилось медиапотребление во время кризиса, какие наблюдаются тренды на рынке, что интересует читателей на самоизоляции, и как все эти перемены использовать изданиям в свою пользу? Эти и другие вопросы обсудили руководители главных деловых и отраслевых российских медиа в рамках онлайн-Медиасреды: «State of the media: СМИ в условиях пандемии», организованной системой управления репутацией «СКАН-Интерфакс» в рамках РИФ.онлайн.

Взлет трафика и падение рекламы

СМИ зафиксировали рекордный прирост трафика из всех каналов. Как отмечают эксперты, ничего подобного не было в истории медиа — выросло все, что могло вырасти. Очевидно, что трафик уже не вернется к прежним цифрам, а медиапотребление в 2020 году будет намного больше, чем ранее.

Сохраняется интерес аудитории к теме пандемии. «Каждая третья новость в российских СМИ по-прежнему посвящена коронавирусу. Этот тренд продолжается уже третий месяц, и, видимо, останется с нами надолго», — пояснила модератор сессии, руководитель СКАН группы «Интерфакс» Юлия Михайлова. Тем не менее, читатели уже не ищут специально новости о коронавирусе, а журналисты более тщательно отбирают информацию.

Однако, при росте трафика пока непонятно, как его монетизировать — рекламы больше не стало. По данным АКАР, в первом квартале 2020 года реклама в печатной прессе упала на 20%. Основным источником дохода СМИ остается реклама. Мы наблюдаем, что в России только подрастает аудитория, примерно треть из которой готова платить за контент.

Так, в апреле все издания РБК получили более 7 млн посетителей и 20 млн просмотров. Рост был во многом связан с тем, что холдинг планомерно менял редакционные процессы, выстраивал дистрибуцию по разным каналам. В целом РБК были готовы к росту аудитории и к этому кризису, отметил Иван Макаров, заместитель руководителя редакции РБК.

Евгения Баленко, заместитель главного редактора Sostav, считает, что digital может оказаться единственным каналом на рекламном рынке, который к концу 2020 года не покажет падения или просядет меньше остальных. Однако пока что основные растущие каналы в этом сегменте — это видеореклама, поиск и контекст, а спрос на баннеры, которые в основном продают СМИ, наоборот, снижается.

 

Женская аудитория и новые форматы подачи контента

Среди позитивных тенденций спикеры отметили приход новой аудиториии, которая раньше почти не потребляла новости. Прежде всего, стала более активной аудитория 25-34, в особенности, это женщины 35-44, которые стали больше интересоваться, что происходит в мире.

Среди форматов подачи контента наиболее востребованными стали короткие новости, инфографика и видео, лонгриды ушли на второй план. Реанимированы и пользуются спросом форматы текстовых онлайн-трансляций. Большой интерес читатели проявляют к развлекательному контенту, который частично сглаживает картину происходящего.

СМИ продолжают поиск новых форматов, которые завоевывают свою аудиторию, например, это программы в YouTube, которые ранее не вели традиционные СМИ.

Анастасия Карпова, заместитель главного редактора Forbes, рассказала, что популярной остается тема, как бизнес справляется с пандемией: «В YouTube мы запустили шоу „Forbes. Карантин“ с Николаем Усковым и программу „Forbes Agenda“ про малый бизнес. На сайте в разделе „Свой бизнес“ мы сделали серии подборок с разными видами бизнеса и их историями о том, какие инструменты используются при работе во время пандемии. В Instagram наш канал за день вырос на 7 тысяч после ролика о том, чем занимаются министры во время конференции с Путиным».

 

Анастасия Лобада, заместитель директора по цифровой стратегии и продвижению ИД «Коммерсантъ» отметила, что до пандемии все медиа гнались за читателем, в апреле было ровно наоборот: читатели кинулись смотреть, что происходит в новостях. «Для нас аудитория — это живые люди. Мы работаем не на трафик, а на аудиторию. Нужно смотреть за аудиторией, тогда не нужно будет выживать — можно будет жить», — сказала А.Лобада.

Соцмедиа как самодостаточные каналы продвижения

Социальные медиа стали еще более значимыми с точки зрения привлечения аудитории. Людям проще и быстрее изучить короткую подборку новостей и статей в Facebook или Telegram и перейти на сайт издания за самыми лакомыми и эксклюзивными инфоповодами. Поэтому, как отмечают эксперты, журналистам важно адаптировать новости и заголовки под Facebook, Telegram, агрегаторы, поисковики и другие площадки, чтобы получать больше трафика. Например, таким образом Sostav смог привлекать на свой сайт около 30% трафика в выходные дни.

Надежда Папудогло, главный редактор портала об образовании и воспитании «МЕЛ.FM» пояснила, что ее издание отличается от других по дистрибуции: 30% аудитории приходит из поиска, 30% — из социальных сетей, 30% — из Яндекс.Дзена.

«Тематические медиа ничего не получили от пандемии, у многих сильное падение. То, что „Мел“ продержался ровно, считаю нашим большим достижением. Люди находятся в плотном медиаполе. За новостями идут в Яндекс. Соцсети для СМИ — теперь не попытка получить переходы на сайт, а самодостаточные каналы продвижения. Мы смогли в этот период вывести три новых формата для аудитории и успешно их продать», — заключила Н.Папудогло.

В заключение дискуссии спикеры сошлись на том, что главное остается неизменным — аудитория и понимание, кто она, что она любит, где она читает новости и на какие вопросы она ищет ответ. В таких новых условиях нужно научиться жить как СМИ, предлагая аудитории качественный и интересный контент, так и читателям, которым приходится отличать фейк-новости от реальности и как можно тщательнее отбирать контент под себя.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
от 70 000 до 120 000 руб.
Подробнее
21 сентября
Подробнее
по договоренности
Подробнее
6 часов назад
Подробнее
по договоренности
Подробнее
7 часов назад
Посмотреть все вакансии